Про гештальттерапию по простому
Одно из направлений современной психологической помощи – гештальттерапия появилось в середине XX века. Основатель Фриц Перлз не нашел общего языка с Фрейдом, улетел в Южную Африку и разработал собственную систему психологической помощи, опираясь на труды основателей гештальтпсихологии Келера, Вертгеймера и Коффки. Последние, в свою очередь, исследуя принципы восприятия человеком и животными, открыли ряд закономерностей. Одна из самых значимых заключается в том, что мы воспринимаем окружающий мир не частично (по кирпичику), а целиком. Видя перед собой стену, мы сначала осознаем, что перед нами стена, а уже потом обращаем внимание из чего она и другие подробности. Собственно слово гештальт переводится как «целое». Если мы видим незамкнутую окружность, то воспринимаем ее как разомкнутый круг. Когда мы слышим слово семья, то представляем родителей и ребенка, а в случае, когда кого-то из них не хватает, называем неполной семьей. Сознание услужливо подсказывает нам образы целого из того опыта и знаний, которые имеем.
Перлзу удалось найти применение этого свойства психики в психотерапии. В основе принцип завершения гештальтов. Например, когда мы сталкиваемся со случаем потери близкого человека и не смогли проститься с ним, т.е. не завершили отношения, даже, по прошествии времени, мы испытываем чувства несправедливости, вины, обиды. Что может приводить к невротическим реакциям. В арсенале психолога есть техники и методики, благодаря которым эти ситуации завершается и перестают быть источником расстройств, а то и служат ресурсом для изменений в жизни. Особое отношение в гештальт подходе к чувствам и эмоциям, являющимся спонтанными организмическими (естественным) реакциями, которые позволяют психологу обратить внимание клиента на ту или иную, как правило, неосознанную проблему.
Процесс терапии происходит по принципу «здесь и сейчас», то, что происходит во время терапевтической сессии и является актуальным состоянием клиента. В отличие от психоанализа, в гештальт подходе психолог не интерпретирует высказывания клиента, а обращает внимание на реакции (феномены), делится своими наблюдениями с клиентом, проясняя в диалоге, что за этими феноменами стоит. Основной задачей терапии является осознавание и взятие ответственности за собственную жизнь клиентом.
Иван Семернин